Гид по квестам в реальности

Как выбрать подходящую игру и не запутаться в жанрах

«Ну и игры! Мы хотели развлечься в свободный вечер, а вместо этого всей семьёй ковырялись в замках и вспоминали таблицу умножения...», «Квесты в реальности? Нет, спасибо! Мы с подружками все перепачкались и чуть было не умерли от ужаса, убегая по подвалу от какого-то вооружённого топором придурка...»

Такие отзывы о квестах — к сожалению, не редкость. И зачастую первое посещение игр в реальности становится последним. А ведь стоило просто разобраться в особенностях жанра — и, вероятно, прохождение эскейпов и перфомансов могло стать для этих людей любимейшим времяпрепровождением. Многотысячная армия заядлых квестоманов только подтверждает этот факт.

Поэтому эксперты портала QuestHelp подготовили этот своего рода гид по квестам — специально для тех, кто ещё не совсем «в теме». Этот материал поможет начинающим квестопроходцам в выборе правильной игры, впечатления от которой не будут испорчены — ни завышенными ожиданиями, ни неожиданными неприятными сюрпризами.

Что за квесты такие?

Компьютерные геймеры хорошо знакомы с термином «квест»: действительно, подобные игры во все времена пользовались популярностью и на персональных компьютерах, и на игровых консолях. Какая-то часть настольных игр также может быть — весьма условно — отнесена к квестам, но переход в реальный мир состоялся лишь относительно недавно. По сути, квесты в реальности представляют собой некую игру, участники которой должны выполнить серию заданий для достижения изначально объявленной цели.

Как правило, для прохождения квеста в реальности требуется команда из 2-4 человек. Количество игроков бывает иным, но «классика» именно такова. Квест может проходить прямо на улице, но в последнее время более популярны «камерные» игры: внутри помещения можно создать соответствующую атмосферу, организовать погружение в мир, совершенно не похожий на окружающую действительность.

Теперь квесты организованы в каждом крупном городе, а в Москве и Санкт-Петербурге таких игр — сотни. Популярность растёт, однако информации о них по-прежнему не так уж и много. Отчасти проблему призваны решать порталы-агрегаторы, наподобие нашего. Мы стараемся максимально объективно рассказывать о имеющихся играх, а также освещать новости и события из этой сферы развлечений. И просвещать всех, кого интересует этот, безусловно, достойный вид досуга.

Сити-квесты: первые, но по-прежнему актуальные

Сити-квесты появились больше 5 лет назад. Одно время почти в каждом российском городе проходили эти своеобразные состязания по «ориентированию на местности». Всё, что нужно для сити-квеста — это смартфон и любой вид транспорта. Второе, впрочем, не является обязательным условием — зависит от охватываемой игрой площади. Одной из особенностей таких «прародителей» квестов в реальности является обязательный элемент соревнования: игроки делятся на команды, и побеждает тот, кто достигает цели первым.

Цели, между тем, бывают самые разные. Например, бешенной популярностью пользовались игры, в которых участники становились «киллерами». Разгадывая загадки, оставленные в тайниках на местности, нужно было «замочить» (в буквальном смысле, из водяного пистолета) некоего человека... Часть сити-квестов проводится по ночам, а ареной сражений становятся заброшенные постройки. В этом, собственно, и кроется главный минус таких игр: повышенный травматизм и зависимость от погоды.

Классические сити-квесты переживают спад. Хотя сегодня многие компании пытаются переосмыслить идею. Так, в Москве и Питере сегодня можно поиграть в квесты, проходящие в исторических местах — например, ВДНХ или Красная Площадь. Команда получает задания на свои смартфоны, с их же помощью отсылаются ответы на вопросы. Динамика — по сравнению с первыми сити-квестами — уже не та. Но зато в ходе подобных игр вы можете ознакомиться с достопримечательностями, вспомнить историю, в общем, — культурно обогатиться. И без какого-либо риска для здоровья!

Эскейп-румы: если есть комната — должен быть и выход!

Уже нельзя сказать точно — кто и когда додумался перенести действия «реальных игр» в условия замкнутого пространства. Бывалые квестопроходцы наверняка помнят первые румы, в которых организаторы не всегда удосуживались придумывать какой-либо внятный сюжет. Классика жанра такова: игроков запирают в комнате, содержащей множество тайников и головоломок. Разгадывая загадки — последовательно или же параллельно, — команда постепенно продвигается к заветной цели, открытию двери на выход.

Иногда такие квесты полностью состояли из кодовых замков и ключей, запрятанных в разных местах помещения. Минимум электроники, сплошная механика... Но очень быстро эскейпы стали меняться в сторону усложнения. И вот уже в Москве появились гробницы египетских фараонов, секретные масонские ложи, сказочные замки и банковские хранилища. Усложнилась игровая механика: найти ключ и вставить его в замок — такие задания уже давно набили оскомину, на смену им приходят высокотехнологичные электронные гаджеты, которые активируются уже чуть ли не силой мысли...

Радует и разнообразие сюжетов: найти выход — цель вполне понятная, но, согласитесь, куда интереснее спасти при этом вселенную от нашествия инопланетян, раскрыть тайну убийства, вынести деньги из банковского хранилища, уйти от преследования потусторонних сил. В качественно организованном эскейпе игроки как бы становятся героями увлекательного фильма, финал которого зависит от их действий. Да и формулировка «найти выход из комнаты», похоже, безнадёжно устаревает. Число комнат в среднестатистическом эскейпе давно переваливает за 5-7, а территорией, на которой проходит игра, может стать целый заброшенный завод.

Хорроры: выйти, чтобы выжить

Логово маньяка, психиатрическая лечебница с обезумевшим главврачом, сумасшедшие клоуны и «чужие» из космоса — ассортимент квестов-ужастиков сегодня удивительно разнообразен. Но бешенная популярность хорроров может показаться странной лишь на первый взгляд: ведь, если разобраться, таким нетривиальным образом можно получить самые яркие и сильные впечатления. Вы понимаете, что вам, по сути, ничего в локациях квеста не угрожает — но квестмейкеры знают своё дело, и душа уходит в пятки даже у самых брутальных мачо.

Умело оперируя световыми и звуковыми эффектами, декорациями и антуражными предметами, организаторы многочисленных качественных хорроров умудряются ввести игроков в состояние панического ужаса уже в первые минуты прохождения игры. Впрочем, ещё большее мастерство необходимо для того, чтобы удержать команду в таком состоянии на протяжении длительного времени. Здесь нужен баланс: так, если дать квестоманам время отвлечься на решение сложных логарифмических уравнений, то страх постепенно испарится, реки крови и «расчленёнка» станут привычным окружением, а стоны призраков за стеной — раздражающим саундтреком.

Однако квестмейкеры своё дело знают, и постоянно совершенствуют «пугающие» приёмы. Ввести актёров — отличный ход, давший начало фактически новому жанру, о котором мы поговорим ниже. Но и без перфомансеров удаётся создать нечто, потрясающее воображение и заставляющее в панике забыть элементарную таблицу умножения. Кстати, традиционно на хоррорах используются относительно простые головоломки: чтобы не разрушить атмосферу и дать игрокам «насладиться» своими любимыми кошмарами.

Перфомансы: самые «живые» квесты

Оказаться в замке Дракулы в его отсутствие или столкнуться с мрачным повелителем вампиров лицом к лицу — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Можно почти с полной уверенностью предположить, что впервые актёры появились в квестах-хоррорах. Именно после этого пошла целая волна «маньячных» квестов, в которых игроков могут связывать, пытать и избивать — разумеется, «понарошку». Однако контакт всё же присутствует, и организаторы многих перфомансов честно предупреждают: вы наверняка выйдете из локаций с синяками и ссадинами. На удивление, такой вид развлечений оказался весьма востребованным!

Игроки хотят «харда» — и они получают его по полной программе. Ощущения значительно сильнее, когда вы убегаете по тёмным коридорам от маньяка, который может оттаскать вас за волосы, приковать к операционному столу... В общем, все, у кого имеются излишки адреналина, стремятся сбросить их именно в таких хоррорах с актёрами. Разнообразны и оригинальны приёмы, используемые перфомансерами: вас неожиданно выхватывают и тащат куда-то во мрак, а ваши крики заставляют оставшихся участников команды прижиматься друг к дружке и повизгивать от ужаса. Зато самочувствие после квеста — потрясающее: стрессы и прочие психологические проблемы на некоторое время начисто забываются.

Заметим, что перфоманс — это не обязательно хоррор. Взять, к примеру, «Диверсанта», где актёр, играющий роль вашего пленника, сопровождает вас всю игру, делая погружение в атмосферу Великой Отечественной необычайно правдоподобным. А знаменитая «Москва 2048» — это уже целый театр, в котором участвуют десятки профессиональных актёров, настоящий постапокалиптический мир, наполненный реалистичными персонажами. Актёрская «массовка» нашла достойное применение и в зомби-шутерах: для хорошей игры живых мертвецов не бывает слишком много...

Квесты в реальности: нет предела совершенству

Надеемся, что сейчас вы смогли получить представление о жанровой классификации квестов. Мы рассказали вам об основных типах игр, однако есть множество румов, в которых перемешаны практически все жанры. Причём, квестмейкеры не останавливаются на существующих шаблонах, постоянно удивляя игроков новыми идеями. Так, есть игры, в которых вместо привычных декораций — шлемы виртуальной реальности. А московская компания «Морфеус» и вовсе обходится без какого-либо оборудования: всё происходит в воображении игроков, сидящих в креслах с завязанными глазами. Мастерство ведущего, звуки и прикосновения — и вы погружаетесь в мир, который невозможно создать никакими техническими средствами...

Эксперты нашего портала уверены: для квестов в реальности всё ещё только начинается. Организаторы будут продолжать приятно шокировать нас своими изобретениями и новшествами, перенося квестоманов под воду или в стратосферу, сталкивая с монстрами или пришельцами, вызывая дикий ужас или гомерический хохот... Безудержная фантазия квестмейкеров и бурно развивающиеся технологии, вне всякого сомнения, в обозримом будущем не дадут заскучать поклонникам квестов реальности, число которых, по нашим прогнозам, будет только увеличиваться.